Заказать свидетельство
 
Библиотека ГИПНАРТ

Овсяник Людмила Михайловна

Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими. Зигмунд Фрейд
Форма членства:
Действительное членство

Секция:
Практическая психология

Мнемонический тренинг для старших дошкольников

 Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказались наши дети. Отсюда ранние неврозы, логоневрозы, различные психические отклонения.  Практика моей работы показывает, что на протяжении ряда лет многие дети приходят в школу с низким уровнем готовности к школьному обучению, в том числе с низким уровнем развития памяти. Мнемонический тренинг  - это комплекс  игровых упражнений, ориентированных на развитие различных видов памяти, процессов запоминания и воспроизведение на основе мыслительных действий и  операций.

 

Задачи тренинга:

    выработка  навыков  по  использованию  рациональных приемов запоминания и воспроизведения;

    развитие образной памяти;

-     активизация долговременной памяти;

-     развитие слуховой и зрительной памяти;

   выработка способностей усвоить новый материал без умственного и  нервного напряжения.

 

Цель:  

Освоение детьми  приемов продуктивного запоминания  и воспроизведения новой информации .

 

Структура программы:

Данная программа предназначена для работы с детьми старшего  дошкольного возраста (5-7 лет).   
Длительность одного занятия – 25 мин. Сокращение времени проведения занятий обусловлено высокой интеллектуальной нагрузкой для детей.
Количество детей в группе  – 4-6
Частота проведения занятий –   два раза в неделю, утреннее время
Количество занятий – 8
 
Методы работы:
1.       Разминки.  
2.       Упражнения на активизацию внимания.
3.       Игры и упражнения для развития всех видов памяти.
4.      Снижение умственного напряжения, релаксация.

 

Ожидаемый результат:

Усвоение детьми приемов продуктивного запоминания  и воспроизведения новой информации.

 

Темы занятий:

 

1.                  Оценка эмоционального состояния ребенка на начало занятия.

2.                  Развитие умения сосредотачиваться на занятиях.

3.                  Развитие  слуховой памяти.

4.                  Развитие двигательной памяти.

5.                  Развитие  эмоциональной и  образной памяти.

6.                  Развитие  словесно-логической памяти.

7.                  Стимулирование долговременной памяти.

8.                  Развитие произвольности.

9.                  Оценка эмоционального состояния ребенка по окончанию  занятия.

 

Структура занятий

 
Занятие 1.
Назначение: развитие слуховой  зрительной, тактильной памяти произвольного запоминания с использованием приема  группировки.
Упражнения:
1.  «Выбери цвет».
2.    «Кнопочки».
3.    «Запомни звуки».
4.   «Посмотри, запомни».
5.    «Группировка».
6.    «Запомни на ощупь».
7.     «Сыщики».
8.     Игра  «Винт».
9.      «Выбери цвет».
 

 

Занятие 2.

Назначение:  развитие устойчивости внимания, двигательной памяти опосредованной зрительной памяти, рациональных приемов запоминания
Упражнения:
1. «Выбери цвет».
2. «Кнопочки».
3.  «Четыре стихии».
4.  «Запоминание картинок».
5. «Что изменилось в расположении фигур».
6.  «Запоминание слов».
7.  «Вспомни слова и картинки».
8. «Релаксация».
9.  «Выбери цвет».
 
Занятие 3.
Назначение:  развитие образной памяти стимулирование процессов запоминания, воспроизведение с приемами логического запоминания.
Упражнения:
1.  «Выбери цвет».
2.  «Кнопочки».
3.  «Запоминание слов».
4.   «Магазин».
5.   «Запомни на ощупь».
6.   «Пиктограмма».
7.  «Азбука Морзе».
8.   «Игра – запрещенное движение».
9.  «Выбери цвет».
 

Занятие 4.

Назначение:  развитие произвольного внимания, слухового восприятия, образной памяти,  и умения пользоваться приемами рационального запоминания  (смысловые, функциональные связи).
Упражнения:
1. «Выбери цвет».
2.  «Кнопочки».
3.  «Что изменилось».
4.  «Воспроизведение ритма».
5.   «Запоминание с помощью символов».
6.   «Запомни, что нарисовано».
7.  «Вспомни слова».
8.  «Релаксация».
9.  "Выбери цвет».
 
Занятие 5.
Назначение: развитие  произвольности внимания, фонематического слуха, приемов запоминания текста на слух, активизация долговременной памяти
Упражнения:
1.   «Выбери цвет»
2.    «Дыхательная гимнастика».
3.    «Попугайчики».
4.     «Встань на счет»
5.     «Послушай, запомни,  расскажи».
6.    «Пуговицы».
7.    «Вспомни рассказ».
8.     «Игра  "Замри"».
9.    «Выбери цвет».
 
Занятие 6.
Назначение: развитие слуховой памяти через приемы группировки и классификации, произвольности внимания и долговременной памяти
Упражнения
1.    «Выбери цвет».
2.    «Встань на счет».
3.     «Да» и « нет» не говорить».
4.      «Сгруппируй и запомни».
5.    «Коврики».
6.       «Пуговицы».
7.     «Что запомнил?».
8.      «Релаксация».
9.    «Выбери цвет»

 

Занятие 7.
Назначение: развитие умения использовать смысловые и фунциональные связи,  развитие образной памяти, произвольности и долговременной зрительной памяти
Упражнения
1.   «Выбери цвет».
2.    «Встань на счет».
3.   «Запомни слова парами».
4.      «Я кладу  в свой чемодан..».
5.       «Запомни- назови».
6.    «Пуговицы».
7.       «Вспомни картинки».
8.     «Игра "Прихлопни муху"».
9.    «Выбери цвет».

 

 Занятие 8.
Назначение: развитие зрительного восприятия и зрительной памяти,  произвольного внимания, умения рифмовать слова
Упражнения:
1.   «Выбери цвет».
2.    «Будь внимателен».
3.     «Каскад слов».
4.      «Посмотри, запомни, сравни».
5.      «Запомни слова».
6.     «Закончи стихотворение».
7.     «Пуговицы».
8.     «Релаксация».
9.      «Выбери цвет».
 
   Пример одного занятия:
 
Занятие 1
Тренажер
Цель
Инструкция
Стимульный материал
1
«Выбери цвет»
Определение эмоционального состояния к началу занятий
«Выбери цвет, который тебе сейчас нравится больше всего»
 
 
Цветные карточки для каждого участника (8 цветов по Люшеру)
2
«Кнопочки»
Внешняя стимуляция мозгового кровообращения,
«Кто знает для чего человеку мозг? Что бы мозг хорошо работал, мы его включим: вращаем глазками, тянем за ушки, гладим за плечики, массируем эти точки»
«Инструкция и показ»
3
«Запомни звуки»
Развитие слуховой памяти, сосредоточенности, внимания
«Сколько хлопну раз в ладоши, столько и вы, сколько раз ударю палочкой по столу, столько и вы»
Дети сидят за столиками и у каждого - палочка
4
«Посмотри, запомни»
Развитие зрительной памяти, устойчивости внимания
«Запомни, игрушки и то, как они стоят»
Показать игрушки, накрыть салфеткой,  убрать одну
«Какой не хватает?»
Поменять местами.
«Что изменилось?
5-7 мелких игрушек
5
«Группировка»
Развитие  произвольного запоминания посредством приема группировки и с  приемами рационального запоминания (обобщение)
«Разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом»
1.  Каждый убирает (прячет) одну группу карточек. Остальные отвечают: «Какой группы не стало?» 
2.  Каждый путает группы, поменяв местами карточки. Остальные  отвечают:«Что изменилось в ряду?».
9  карточек каждому
(по 3 штуки  с наземным, водным, воздушным транспортом)
6
«Запомни на ощупь»
Развитие тактильной памяти
Дети ощупывают предметы с разной фактурной поверхностью и запоминают, как  предметы лежат (порядок). Закрывают глаза. Поменять местами предметы.
На ощупь должны расположить их в прежнем порядке
Пять предметов разной фактуры: мех, ткань, бархат, бумага,  пенопласт.  Повязка для глаз
7
«Сыщики»
Наблюдательность
Дети описывают, во что одет один ребенок. Закрывают глаза. Меняется что-то в одежде этого ребенка . Дети говорят, что изменилось.
Медальон, бусы, браслет, колечко, значок, наклейка и пр.
8
«Винт»
 
 
Развитие координации, снятие напряжения
-
Пятки и носки вместе, корпус поворачивают в влево - вправо, руки свободно следуют за корпусом в том же направлении
9
«Выбери цвет»
Определение эмоционального состояния к концу занятий
«Выбери цвет, который тебе сейчас нравится больше всего»
 
 
Цветные карточки для каждого участника (8 цветов по Люшеру)
 
 

 Литература:

 

1.    Андерсон Дж. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. – СПб.: Азбука, 1996. – 92 с. - (НЛП в образовании).       
2.   Кедьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с. – (Серия «практикум по
      психологии»).
3.   Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. –
      «Изд. Гном и Д», 2000. – 64 с.
4.    Кушнир Н.Я. Детский сад- школа. Проблемы преемственности. Пособие для пед. дошк. учрежд, - Мн.: Полымя,                
      2000. – 152 с.
5.      Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для .детей 5 – 9  лет. – М.,                  
      2001. – 104 с.


Добавлено: 2013-11-18 18:30:24   
Просмотров: 1452