Заказать свидетельство
 
Библиотека ГИПНАРТ

Овсяник Людмила Михайловна

Мы не всегда свободны от ошибок, по поводу которых смеемся над другими. Зигмунд Фрейд
Форма членства:
Действительное членство

Секция:
Практическая психология

Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям

Тренинг: «Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям»
В становлении личности ребенка важная роль принадлежит педагогу.Ошибки воспитателя детского сада, учителя  школы, тренера детского  кружка – могут приводить к тяжелым последствиям  для развивающейся личности. Требования к личным и профессиональным качествам  педагога  высоки. При этом,  особое внимание  обращается на то, как строит свое общение взрослый с подопечным ребенком, умеет ли понять его  эмоциональное состояние,  откликнуться эмоционально на его переживания,  встать на его позицию, вызвать доверие к себе. Данный тренинг нацелен  на повышение качества общения  педагогов  с детьми.
 
Тренинг  направлен на решение следующих задач:
 -    оптимизация способов общения,  развитие психологической компетенции в  общении с                    
      проблемными детьми  (агрессивными, тревожными,  гиперактивными и замкнутыми);
-     развитие способности к эмпатии,  умения  выражать свои чувства и принимать чувства других;
-     саморазвитие, самопринятие, самосовершенствование.
 
Работа в тренинговых группах  позволяет оптимизировать способы общения педагогов, развить способности к эмпатии и децентрации, делает общение более открытым и аутентичным. 
 
Структура программы: 
-  программа разработана на базе детского сада, с учетом особенностей педагогического коллектива  и
   особенностей восприятия информаци и педагогами с различным стажем работы;
-  программа тренинга рассчитана на одну предварительную встречу (для определения направления
   работы) и восемь встреч  по 2 часа каждая.
 
Этапы освоения программы.
1.      Понимание получаемой информации.
2.      Осознание потребности.
3.      Формирование навыков стрессоустойчивого поведения.
4.      Отработка полученных навыков.
5.      Перенос навыков, освоенных на занятиях, в повседневную жизнь.
 
Основные компоненты работы.
1.            Потребностн -мотивационный – обеспечивает у участников потребность в саморазвитии.
2.            Аксиологический - предполагает осознание участником ценности, уникальности себя,
         окружающих, единства с миром во всей его полноте.
3.            Образовательный — обеспечивает знаниями о чувствах, эмоциях и конструктивных способах
         преодоления синдрома эмоционального выгорания.
 
Методы работы.
1.            Ритуалы, разминки.
2.            Мини лекции.
3.            Упражнения.
4.            Проективное рисование.
5.            Групповое обсуждение.
6.            Рефлексия.
7.            Домашние задания.
8.            Анализ конкретных ситуаций.
9.            Ролевые игры.
10.        Психодрама.
11.        Психогимнастика.
 
Ожидаемый результат.
1.    Расширение педагогом восприятия образа собственного «Я», способности разбираться в своих чувствах.
2.     Приобретение навыка восприятия и адекватной оценки эмоционального состояния других людей.
3.      Готовность к открытому общению, способность постоянно оставаться самим собой.
 
Темы занятий.
1.            Развитие способности к самопринятию.
2.            Развитие рефлексивных  умений.
3.            Развитие безоценочного принятия партнера по общению.
4.            Повышение уровня доброжелательности в общении.
5.            Эмпатическое понимание партнера.
6.            Освоение механизмов эмпатии.
7.            Техника активного слушания.
8.            Развитее эмоциональной открытости общения.
 
Структура занятий:
 
Занятие 1. Знакомство.
Цели:
*    развитие способности к безусловному принятию партнера по общению;
*    формирование умения эмпатического понимания партнера;
*    совершенствование невербальных средств общения;
*    выработка правил и ритуалов (приветствия, расставания, для опоздавших);
*    ознакомление с темой тренинга;
*    развитие способности к самопринятию.
Упражнения:
1. «Кто я такая?».
2.«Комплимент себе».
3.«Кто больше скажет о себе положительного?».
4.«Позитивное самопринятие»
5.«Мои сильные стороны».
6.«Проективный рисунок»,
7.Аффирмации.
8.Домашние задание.
9.Ритуал расставания.
 
Занятие 2. Самоанализ  общения.
Цель -развитие рефлексивных умений.
1.Ритуал приветствия.
2.Разминочное упражнение.
3.Обсуждение домашнего задания.
Упражнения:
1.«Без маски».
2.«Список претензий».
3.«Мой портрет глазами группы».
4.«Я глазами тех, с кем общаюсь».
5.«Поиск сходства».
6.«Какая я в общении?».
7. Игра «Чужие коленки».
8.Игра «Встать на счет».
9.Рефлексия по результату занятия.  
10.Домашние задание.
11.Ритуал расставания.
 
Занятие 3. Правила общения
Цель - развитие способности безоценочного принятия партнера по общению.
Упражнения:
1.Ритуал приветствия. 
2.Разминочное упражнение «Угадай настроение соседа».
3. Обсуждение домашнего задания.
4.«Преобразование оценочных суждений в более эффективные».
5.«Я- сообщения».
6.«Встать на счет».
7.«Обратная связь».
8.«Сбор информации о себе».
9.Рефлексия по результату занятия. 
10.Домашние задание.
11.Ритуал расставания.
 
Занятие 4. Повышение доброжелательности в общении.
Цель - развитие умений сосредотачиваться на положительных сторонах партнера по общению. Упражнения:
1.Ритуал приветствия.
2.Игра для разогрева: «Приветствие инопланетян».
3.Обсуждение домашнего задания.
4.«У меня вызывает уважение..».
5.«Мне нравятся те, у кого…».
6.«Желаю тебе».
7.«В центре внимания»».
8.«Пингвины».
9.«Мнения».
10.Рефлексия: «Мое настроение на занятии». 
11.Домашние задание.
12.Ритуал расставания.
 
Занятие 5. Эмпатия.
Цель:
·         развитие эмпатического понимания партнера по общению;
·         развитие психологического приема проецирования.
Упражнения:
1.Ритуал приветствия.
2.Игра для разогрева: «Улови шепот».
3.Обсуждение домашнего задания.
4.«Эмоциональное зеркало».
5.«Эстафета настроения».
6.«Тень».
7.«Пальцы».
8.«Телефонный разговор».
9.«Определи эмоциональное состояние».
10.«Жесты и позы».
11.«Пойми другого».
12.«Геометрический вальс».
13.«Волшебный кувшин».
14.«Говорящие предметы».
15.«Рассказ сказки».
16.Рефлексия. 
17.Домашние задание.
18.Ритуал расстования.
 
 Занятие 6 Эмпатия (продолжение).
Цель:
·    тренировка механизма моторного проигрывания;
·         развитие способности вчувствования;
·         развитие психологического приема проецирования (продолжение).
Упражнения:
1.Ритуал приветствия.
2.Игра для разогрева: «Спина к спине»
3.Обсуждение домашнего задания.
4.«Случай из жизни».
5.«Сыщик».
6.«Именинница».
7.«Этюды передачи эмоционального состояния».
8.«Воспоминания детства».
9.«Закончи фразу».
10.Ролевые ситуации.
11.Рефлексия. 
12.Домашние задание.
13.Ритуал расставания.
 
 Занятие 7 Техника активного слушания.
Цель:
*      развитие умений активно слушать партнера;
*      освоение невербальных техник;
*      освоение вербальных техник.
Упражнения:
1.Ритуал приветствия.
2.Игры для разогрева «Угадай состояние соседа»,«Скороговорка».
3.Обсуждение домашнего задания.
4.«Ситуация».
5.«Рука».
6.«Пойми мои чувства».
7.«Плакат».
8.«Эксперимент с техникой повторения».
9.Ролевые ситуации.
10.Рефлексия. 
11.Домашние задание.
12.Ритуал расставания.
 
Занятие 8. Эмоциональная открытость в общении.
Цель:
·         развитие акустических средств общения;
·         развитие вербальных средств общения;
·          улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. 
Упражнения:
1.Ритуал приветствия.
2.Игра для разогрева  «Здравствуй, ты представляешь?»
3.Обсуждение домашнего задания.
4.«Слово ДА».
5.«Короткие слова».
6.«Отгадай».
7.«Иностранцы».
8.«Фотограф».
9."Стоп кадр".
10.«Напряжение – расслабление».
11.«Скульптура и глина».
12.«Тень».
13.«Сиамские близнецы».
14.Ролевые ситуации.
15.Рефлексия.  
16.Анкета завершающая.  
17.Ритуал расставания.
 
 Занятие 1.  Развитие способности к самопринятию.                    
 
1.  Ритуал приветствия.
Я рада видеть вас всех здесь, и занятие мы начнем с ритуала приветствия.
Так мы будем начинать каждое занятие:
Встали в круг, взялись за руки, закрыли глаза, мысленно пожелали нашей группе что-либо хорошее. Окрыли глаза, улыбнулись и сели.
В конце занятия не забудем сделать ритуал расставания:
Все в кругу руки в центр круга (сложить всем вместе) и проговорить хором «Всем-всем всего хорошего»
 
2. Ознакомление с темой тренинга, его целями, режимом работы.
В настоящее время  высокие требования предъявляются к личным  и профессиональным качествам  воспитателя, стилю его общения. Немаловажное значение имеет умение строить свои отношения   с детьми, родителями, коллегами по работе.
А  личностно - ориентированный  подход к ребенку в нашей образовательной  системе требует от воспитателя демократического и гуманистического  стиля педагогического общения.
 Т.о. темы нашего тренинга включают:
·         развитие способности к безусловному принятию партнера по общению;
·         формирование умения эмпатического понимания партнера;
·         развитие эмоциональной открытости общения;
*     совершенствование невербальных средств общения. 
 
Тренинг, кроме ритуалов встреч и прощаний имеет еще и правила групповой работы:
·         Конфиденциальность  Не обговаривать все то, что происходит на тренинге за пределами  этого помещения. Можно говорить о себе, но не о других.
·         Избегать оценок, не критиковать.  Если вам не нравится чья-то высказанная мысль или манера   высказывания, вместо фразы: «Ты глупость говоришь»,  скажите  о своих чувствах: «Твоя манера меня раздражает» или «Меня задевает в тебе то-то, но учит меня  тому-то».
·         Все высказываются только от своего имени  "Я - думаю", "Я- считаю", "Я- чувствую". Не ссылаться на то, что: «Все так говорят» или  «Обычно, все так думают» и т.п.
Обсуждение и добавление предложенных правил участниками группы.
 
3.  Бейджи.
Предлагается  написать  имя для тренинга , которые вам хочется.  Можно назвать себя цветком или  детской кличкой , или по–индейски - «белое облако» и т.д.  
 
Игра: «Меня зовут - Люси. Никто из вас не знает,  что я  в прошлом солистка народного ансамбля танца» и   предаю  игрушку мышонка следующему участнику.
Каждое понравившееся высказывание можно встречать аплодисментами.
 
4Тема: «Развитие способности к безусловному принятию партнера по общению».
Для совершенствования стиля общения необходимо развитие способности беспрекословно принимать другого.
Беспрекословно принимать другого - означает принятие ребенка, его родителей, коллег по работе такими, какие  они есть.
Беспрекословно принимать другого – означает признание за ним права на собственные интересы и потребности.
Другой принимается:
  • кем бы он не был (тихоней, драчуном, лгунишкой, жадиной..);
  • каким бы он ни были его чувства (злоба, страх, неуверенность, отчаяние…);
  • какими бы ни были формы выражения его чувств (слезы, жесты,  крики, молчание…);
  • независимо от того,  как сам человек  себя воспринимает и оценивает.
Беспрекословно принимать другого – это трудная задача.
 На развитие способности к беспрекословному  принятию другого оказывают влияние  такие особенности характера как:
·         способность к самопринятию;
·         уровень рефлексии;
·         умение безоценочно относиться к тому,   с кем общаешься;
·         толерантность, терпение в общении;
·         высокий уровень доброжелательности по отношению к партнеру по общению.
 
5.    Развитие способности к самопринятию.
Самопринятие – это принятие себя, как уникальности, индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями. Это ощущение  ценности собственной личности, чувство собственного достоинства. Это доверие своим чувствам, вера в себя и свои возможности, независимость, честное отношение к себе.
У людей, способных к самопринятию, слабо выражены такие качества, как страх, тревожность, боязнь неуспеха, стремление к доминированию. Коррекция этих свойств повышает принятие себя.
 
Упр. «Кто я такая?».                                                  
У каждого человека  есть собственные представления о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При  этом невольно возникает вопрос: разделяют ли окружающие мое мнение о себе? Данное упражнение  помогает выяснить этот вопрос.
Сложите листок в 3 колонки. Подпишите.
В 1-ый столбик записать 10 ответов на вопрос «Кто я такая?» (быстро)
Во 2-ой – «Я глазами родителей»
В 3-ий – «Я глазами коллег» - заполняет кто-то из группы.
Найти свои листики. Сравнить столбики. Выделить сходство характеристик.
Доминирующая линия (она повторяется в 3-х колонках).
Найти совпадения -  количество совпадений определяет степень открытости человека.
 
Упр. «Комплимент себе».
Направлено на умение мыслить о себе в положительном плане. Выполняя его 
каждый встает и говорит: «Мне нравиться в себе…».    
                                            «Я ценю в себе…».               
                                            «Я принимаю в себе…».       
Не иронизировать над собой,  избегать  любых высказываний о своих недостатках.
Все следят за этим и пресекают любую попытку самокритику.
 
Упр. «Кто больше скажет о себе положительного».          
 По парам  40 сек.
Сначала один говорит о себе хорошее, другой ведет подсчет.
Потом меняются.
 
Рефлексия:
-  что вы чувствовали, когда говорили о себе только положительное?
 
Упр. «Позитивное самопринятие».                 
Записать 4 качества черт характера, которые вам не нравятся - в столбик.
Когда все выполнили:
-  Найдите в каждой такой черте что-то положительное и запишите рядом
Например:  ленивая – умею расслабляться.
 
Рефлексия:
-  какие затруднения были при выполнении этого упражнения?
 
Упр. «Мои сильные стороны».                                       
10 мин. Расслабьтесь. Вспомните свою жизнь и свои достижения, события, которые без вашего участия  приняли бы совсем другой оборот. Это может быть защита друга, оказание кому-то помощи, дела, которыми вы гордитесь. При этом не забывайте поступки, которые кому-то могут показаться легкими, но для вас были трудными.
Правило: каждый может говорить о себе 3 мин. Если даже раньше закончите- это время все равно ваше. Все молчат, не задают вопросов и не высказываются.
Через 3 мин. Начинает следующий.
 
Инвентаризация:
-  провести  «инвентаризацию» своих сильных сторон, записать их на листочке, и те, о чем говорилось, и те, что осознаются в настоящее время.
 
 6. Афирмации.
Каждый человек является тем, кем себя мысленно представляет. Если вы оцениваете себя положительно, то и чувствовать себя будете хорошо. И более того, если вы  думаете, что  обладаете определенными качествами, умениями, талантами, то вы ими и будете обладать.
Даже если вы сейчас не обладаете какими-то качествами, то если вы будете думать, что
имеете их,  вы разовьете их и ваше чувство собственного достоинства стремительно возрастет.
Полезно ежедневно по 5 минут уделять афирмациям.
Делается это так:
-  сосредоточьтесь на главной позитивной мысли 1 мин,  потом 2-3 минуты повторяйте про себя свое утверждение много раз подряд и представляйте его перед свои мысленным взором в виде образов.
 
 Упр. «Проективный рисунок».
5 мин. на выполнение рисунка «Я такой, какой есть».
Рисунок не подписывать.
Разложить на ковре. Взять один показать всем,  Желающие рассказывают, что видят на рисунке. Не описание, а собственные ощущения от рисунка.
Каким видит себя человек – автор рисунка?
Автор по желанию рассказывает, что хотел выразить, отмечает, какие реплики ему понравились.
Обсудить все рисунки.
Отметить удачные интерпретации, которые понравились автору.
 
7.   Домашнее задание.
1.  Письмо самому себе. Написать письмо, которое он хотел бы получить (обратиться ласково к себе, похвалить себя, поблагодарить себя, сказать комплимент, попросить себя о чем- либо, посоветовать себе, согласиться напомнить себе о чем-то).
2.  Записная книжка. Каждый вечер в записной книжке в течении недели записывать похвалу самой себе. Это могут быть самые простые вещи, например, приятный внешний вид, улыбка, спокойная (хотя и были основания немного поволноваться), умение держаться в сложной ситуации, а так же другие действия, поступки, проявлений характера, какие ты можешь в себе  одобрить.
 
8.  Ритуал расставания.
Все в кругу руки в центр круга (сложить всем вместе) и проговорить хором «Всем-всем всего хорошего».
 
Занятие 2 .  Развитие рефлексивных умений.                      
 
1.  Ритуал приветствия.
 
2.  Разогрев.
Игра: «Здравствуй».  Разминочное упражнение. «Здравствуй, у тебя красивые глаз» -  говорит комплимент соседу и передает эстафету.
 По окончании игры ведущий просит взять визитки придумать себе тотем (предметы живой или не живой природы, природные явления).  Сочинить пятистишье.  Прикрепить визитки.
Шаги:
1.      Одно слово – сам  тотем.
2.      Два слова – описание тотема (какой он?).
3.      Три слова – выражение действия (что он делает?).
4.      Четыре слова – выражение чувства (что ты чувствуешь, когда видишь это?).
5.      Синоним тотема (как  по другому назвать задуманное слово?).
 
Напомнить правила групповой работы:
-  нет ли желания у группы добавить какие-нибудь  правила?
 
3. Обсуждение домашнего задания.
Расскажите, как вы выполняли домашнее задание.
Легко ли его было выполнять?  Что вызывало трудности?  Желающие зачитывают свое письмо  и свои вечерние комплименты.
 
 4. Тема: развитие рефлексивных умений.
 Напомню, что на развитие способности к беспрекословному  принятию другого оказывают влияние  такие особенности характера,  как способность к самопринятию  (развитию самопринятия было посвящено первое занятие). 
Так же, на способность безусловно принимать другого влияет уровень рефлексии. Рефлексия – это процесс самопознания.  А рефлексивные умения – это умения  анализировать свои мысли, чувства, поступки, переживания. Человеку,  который слабо разбирается  в  своих чувствах и переживаниях, мотивах собственного поведения, трудно понять и принять чувства, особенности поведения другого человека.
Сегодняшнее занятие мы посвятим развитию способности к рефлексии.
 
Упр. «Без маски».
Участники по очереди берут карточки и заканчивают предложения.
 
Рефлексия: 
-  трудно ли было продолжать предложение? 
-  какие вызвали особые трудности?
 
Упр. «Список претензий».
Каждый на листках (без подписи) записывает претензии к членам группы (адресно), к ведущему, к группе в целом. Бумажки смешиваются. По одной,  ведущий читает группе. Каждый высказывает свое отношение к полученной претензии, которая адресована ему лично, если желает, может дать обоснование,  почему намерен или не намерен измениться или почему согласен или не согласен.
 
Игра «Чужие коленки»  (формирование сплоченности, телесный контакт).
Сидят в кругу плотно друг к другу. Руки обе на коленях соседа. Хлопать по коленкам последовательно.  Нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной ладони.
Можно поменять направление, хлопая своей рукой по коленке соседа дважды.
 
Упр. «Мой портрет глазами группы».
"Есть желающие получить свой психологический портрет?"
Один участник садится на «горячий стул».
Остальные его рисуют: «Я вижу так!» - узор, абстракция, цветовые пятна, реальный предмет какой-то. 
Пусть ваш рисунок не стремится к внешнему сходству.
Он пусть имеет метафорический смысл и тонкий подтекст.
Вы изображаете внутренний облик человека.
t = 15 мин. Разговоры запрещены!
Все рисунки ложатся на стулья. Все участники ходят и просматривают их.
 
Групповая рефлексия:
-  какое чувства вызвали портреты у «натурщика»?
-  согласен или нет?
-  какие чувства вызывали  создание портрета у художников? 
-  пояснение своих портретов.
 
Упр. «Я глазами тех, с кем общаюсь».
Участники составляют краткий свой психологический портрет, представив, каким тебя видят другие.
Заполняют бланки.
 
Упр. «Решительный отказ».
По кругу высказываются о том, от каких привычек или способов общения с людьми (детьми) они хотели бы отказаться, записать на бумажке и порвать ее.
 
Упр. «Встать на счет». Ведущий  глазами указывает на одного. Тот должен назвать число от 1 до 10.  Какое число назвал, столько человек должно встать (без всякой предварительной договоренности).
 
Упр. «Поиск сходства».
 «Я думаю, нас с тобой объединяет…оптимизм», - бросает мяч другому.
Тот – ловит:  «Я- согласен» или «Я- подумаю».
Называть особенности поведения, качества свойств характера, которые объединяют его с тем, кому он бросает мяч. Даже если не согласен, скажи: «Я- подумаю» т.к. то, что говорит ему партнер, несет в себе ценную информацию о том, каким ты выглядишь в глазах других.
 
Упр. «Какая я в общении».  
Самоанализ общения. По очереди отвечают на  вопросы на карточках.
 
Рефлексия по результату занятия. 
Закончи предложение письменно:
1.  Во время занятия я поняла, что…
2.  Самым полезным для меня было…
3.  На занятии мне не понравилось…
4.  На следующем занятии я хотела бы…
                                                               
5.  Домашнее задание.
1. Лист разделить на 2 части.
Вспомните по 1 ребенку, родителю, коллеге,  которые  вам симпатичны.
Запишите их качества , которые вам в них нравятся –по  5 шт. в первой колонке
Во второй колонке – по 5 качеств  (отрицательных) ребенка, родителя, коллеги, которые вам не симпатичны.
Проанализируйте, чем похожи характеристики в двух столбцах, что их объединяет.
Подумайте, какие ваши личные качества заставляют вас любить или не любить других.
2.  Еще один лист на 2 графы разделить. 
В одной запишите особенности вашего поведения и общения, которые помогают  налаживать контакт с партнером по общению,   способствуют снятию эмоционального напряжения, если такое возникает.
В другой -  ваши качества и особенности поведения, которые мешают налаживанию контакта, повышают напряженность в общении, способствуют конфликту.
 
6.  Ритуал  расставания.
Все в кругу руки в центр круга (сложить всем вместе) и проговорить хором: «Всем-всем всего хорошего».
 
Занятие 3.   Развитие безоценочного принятия партнера по общению.                       
                                                                  
1.  Ритуал приветствия.
 
2. Разминка.
Игра: «Угадай настроение соседа».  Стали в круг. Каждый берет руку соседа и удерживает ее.  Все по очереди рассказывают о чувствах, возникшие при прикосновении рук.
 
Напоминание правил групповой работы.
 
3. Обсуждение домашнего задания.
"Расскажите, как вы выполняли домашнее задание.Легко ли его было выполнять?  Что вызывало трудности?"  Желающие зачитывают свои записи.
 
4. Тема: развитие безоценочного принятия партнера по общению.
Безусловно  принимать партнера по общению – это значит безоценочно относиться к его личности.
Безусловно  принимая личность воспитанника  в целом педагог оценивает положительно или отрицательно поступки, действия, намерения ребенка, а не его самого.. при этом оценка имеет не столько оценочный, сколько констатирующий, описательный характер.
Вместо: «хороший мальчик» - «Большое спасибо. Ты убрал в игровом уголке. Все сверкает чистотой». 
Вместо: «Какой рассеянный!» - «Я вижу. Ты пролил молоко. Вот еще одна чашка, а вот тряпка».
Наибольший вред развивающейся личности и отношениям между взрослым и ребенком приносят:-   глобальные отрицательные оценки или так называемые «навешанные ярлыки». (Ты самый плохой мальчик в группе», «Ты невоспитанная девочка» и др.); предвосхищающие отрицательные оценки («От тебя ничего хорошего не дождешься», «Тебе только разреши, так потом..»).
-   оценка оскорбляющая  и унижающая личностное достоинство (издевка, злая ирония: «Растяпа!». «Доходит как до жирафа», «И откуда на свет такие появляются!»)
- сравнение одного ребенка с другим: («Посмотри, как хорошо нарисовал Сережа», «У Тани получилось, а у тебя руки-крюки»).
Такие оценки говорят о неприятии взрослым личности ребенка. Они вызывают у ребенка чувство тревоги, страха, незащищенности, отверженности, или,  напротив, злость, агрессию, озлобление  по отношению ко взрослым.
Положительные оценки, если похвала расходиться с действительностью, так же приводят  к отрицательным последствиям.  У ребенка может возникнуть недоверие, он будет сомневаться в искренности взрослых. Старшие дети воспринимают это как насмешку.  Захваливание может сформировать у ребенка неадекватное представление о своих способностях и возможностях.
Выражению безоценочного отношения к партнеру способствует владение техникой «Я- высказывания». Что это такое? Если проанализировать наши фразы, содержащие местоимения, то их можно разделить на две большие группы: «Ты – высказывания» и «Я – высказывания».
«Ты – высказывания» - это способ сообщения кому-либо информации о нем самом. Эти высказывания могут быть эффективными,  если они используются в ситуации активного слушания и представляют  максимально точное и развернутое описание чувств ребенка («Ты испугался», «Тебе больно», «Ты рассердился»). Эти высказывания позволяют отразить  в речи его чувства и переживания, обеспечивают более высокий уровень их осознания, а значит, дают возможность сделать первый шаг на пути овладения чувствами. Этими высказываниями взрослый как бы подает сигналы: «я тебя слышу», «я тебя понимаю».
«Ты – высказывания» неэффективны, если используются в ситуации конфронтации, противоречия, столкновения интересов. Особенно они не эффективны если носят оценочный характер, когда создается впечатление вашей правоты и неправоты партнера (ребенка, взрослого). В этом случае «Ты – высказывания»  раздражение или защитную реакцию у того к кому они обращены.  Частое использование «Ты – высказываний»  в адрес ребенка отрицательно влияет  его самооценку  («Ты вечно не убираешь за собой», «Та как всегда, всем не доволен»).
«Я – высказывания» позволяют искренно и эмоционально  честно выразить свои чувства по отношению к поведению другого в такой форме, которая позволяет сохранить отношения уважения, принятия. Эти высказывания дают возможность ребенку изменить свое поведение с учетом ваших интересов. Они не содержат обвинение, оценки, атаки, нет необходимости защищаться, затевать конфликт («Меня обижает и сердит, когда я прихожу усталая и застаю в квартире беспорядок», «Я волнуюсь и переживаю, когда ты далеко от меня убегаешь»).  «Я – высказывания» могут быть полезны в любой обстановке. И они обычно очень эффективны в ситуации гнева, раздражения, недовольства,  плохого настроения.
Техника «Я- высказываний»:
«Ты – эгоистка»                    я в последнее время не чувствую от тебя прежней заботы
«Убери сейчас же игрушки!»    мне не нравиться  этот беспорядок
 
На первый взгляд разница между «Я –»    « и Ты – сообщением» не велика. Более того, второе привычней и «удобней». Однако ребенок в ответ на них обижается, защищается, дерзит, Поэтому их желательно избегать. Ведь каждое «ты- сообщение», по сути содержит выпад, обвинение или критику ребенка.
Например: - Когда ты наконец уберешь свою комнату? (Обвинение)
                  -  Ну, хватит, пап, в конце концов, это моя комната!
                  -  Как ты со мной разговариваешь? (Осуждение, угроза)
                 -   А что я такого сказал?
«Я - сообщения имеют ряд преимуществ по сравнению с «Ты – сообщениями»:
·     позволяют выразить вам свои негативные чувства в необидной для ребенка форме;
·      дают возможность детям узнать ближе  родителя, воспитателя, учителя;
·      когда мы искренни и открыты в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении
    своих.
*  дети начинают чувствовать, что взрослые им доверяют , а значит и и  взрослому можно доверять;
·     высказывая свои чувства без приказа и выговора мы оставляем детям возможность самим
   принять решение.
 
Упр. «Преобразование оценочных суждений в более эффективные».
Преобразуйте оценочные суждения в более конструктивные «Я- сообщения».
Раздать ситуации.
По двойкам  идет обсуждение. Потом по кругу высказывают свои решения.
Ответы.
Ситуации.
Ситуация 1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанные. Мне стыдно от взглядов соседей.
Ситуация 2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
Ситуация 3. Я начинаю сердиться, когда капризничают за столом.
 
Ошибки: 
-  иногда , начав «Я- сообщение» взрослый заканчивает фразу «ты- сообщением»: «Мне не нравится, что ты такая неряха». Избежать ошибки можно, если использовать безличные  предложения: «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками» или «Меня раздражает, когда дети хнычут».
 
Упр. «Я- сообщения».
Раздать каждому бланк.
Используя «Я- сообщения»,  важно  называть именно то чувство, которое вы  испытываете и именно такой интенсивности. И это не так просто. Мы привыкли думать о словах, которые надо сказать ребенку, а не о наших чувствах, которые порой загоняем внутрь.
В этом задании вам придется по больше послушать себя.  Сначала, не думайте, что ответить ребенку, а попытайтесь дать себе отчет в том, что бы вы пережили в каждом случае. Заполните в начале только столбец  2.
А теперь, имея в виду свое чувство запишите  в столбце 3 ваше «Я- сообщение»  (10 – 15 минут).
 
5. Разминка.  «Встать на счет».
Ведущий глазами указывает на того , кто должен назвать цифру от 1 до 7 (количество участников). Каждый раз должны быстро встать без всяких предварительных договоренностей ровно столько человек,  какое число было названо.
 
6. Обратная связь.
Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую, в связи с нашими отношениями, какие эмоции вызывает у меня его поведение.
Правила обратной связи.
1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, когда его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.
2.   Не давай оценок.
3.   Не давай советов.
4.   Если говоришь о том, что тебе не нравиться в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.
5.   Обратная связь – это не информация о том. Что представляет собой тот или иной человек, это в большей степени сведения о тебе в связи с этим человеком.
6.    Говори о том, что тебе приятно и что тебе не приятно.
 
Упр. «Сбор информации о себе».
Кто хочет первым выслушать о себе информацию от других- садится на стул в центре.
Он выбирает из круга первого, кто будет говорить. Дальше- говорят по часовой стрелке.
Говорим:
 -  Как его воспринимают. Какие чувства вызывают его поведение.
Сидящий: внимательно слушает,  не спорит,  не перебивает, не требует объективных доказательств субъективных переживаний людей, дающих ему  обратные связи.
Затем в центр круга садиться следующий.
 
7. Домашнее задание.
1.   Составьте свой эмоциональный словарь. Чем больше слов- тем лучше. В нем могут быть представлены (+.) (- ) и нейтральные эмоциональные состояния. (Показать вариант)
2.   Понаблюдайте за общением родителей с детьми. Проанализируйте высказывания взрослых. Запишите их.  Выберите неэффективные высказывания и преобразуйте их в эффективные. Результаты запишите.
 
Рефлексия:
-  какое правило общения было выполнять труднее всего?
 
8.  Ритуал расставания.
 
 
Занятие 4.  Повышение уровня доброжелательности в общении.                        
                                                                  
1.  Ритуал приветствия.
 
2. Разминка.
Игра «Приветствие инопланетянина».
Сейчас мы на несколько минут превратимся из участников  тренинга в инопланетян.
Разбиваемся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия в чем-то смешной и необычный. Время- 1 минута. По очереди демонстрируют. Все аплодируют.
 
3. Обсуждение выполнения домашнего задания.
У кого самый большой эмоциональный словарь получился? Зачитать.
По очереди рассказать о своих результатах наблюдения за общением родителей с детьми.
 
Упр. «давайте говорить друг другу комплименты».
Участники ходят по кругу, по часовой и против часовой стрелки.
 
4. Тема: Повышение доброжелательности в общении.
Безусловному принятию способствует высокий уровень доброжелательности в отношении к другим, умение увидеть в партнере по общению, прежде всего положительные стороны. Это особенно важно в общении педагога с ребенком. Когда воспитатель сосредотачивается на позитивных  сторонах и преимуществах ребенке, он тем самым укрепляет его самооценку, помогает поверить в себя, в свои способности. С целью повышения уровня доброжелательности в общении сегодня поиграем в специальные игры и сделаем специальные упражнения и задания.
 
Упр. «У меня вызывает уважение…».
Упражнение выполняется письменно.  Выявить в каждом из присутствующих качества, вызывающие симпатию, уважение, восхищение, и написать ему записку и передать адресату.
 
Игра «Мне нравятся те, у кого…».
Один в центре без стула остальные на стульях. Ведущий: «Мне нравятся все участники, особенно те у кого в ушах сережки». Игроки которые имеют названные признаки должны поменяться местами. Ведущий тоже стремиться занять пустой стул. Кто остался в кругу, продолжает: «Мне нравятся все участники, особенно те:
-  у кого короткие стрижки;
-  кто пришел на занятия в брюках;
-  кто любит заниматься рукоделием;
-  кто не боится трудностей на этом тренинге;
- кто видит, что упражнение это можно использовать в работе с детьми.
 
Упр. «Желаю тебе».
Каждый высказывает пожелание любому члену группы.  «Пожелайте другому то, что, по -вашему мнению,  ему не достает».
 
Рефлексия: 
-  как вы узнали, что нужно  пожелать именно это?
-  проверьте, действительно ли это необходимо партнеру, спросите его об этом.
 
Упр. «В центре внимания».
Один в центре круга на стуле. По очереди говорят ему о его положительных качествах, поступках, особенностях поведения, умениях.
 
Рефлексия: 
-  какие чувства испытал участник в центре?
-  какие чувства испытывали говорившие?
 
Упражнение “Пингвины” (упражнения на групповую динамику). Музыка!
Чтобы согреться. в холодную пору года,  пингвины сбиваются группы, тесно прижимаясь друг к другу и тем самым согреваясь. Однако кому-либо из них, кто оказался с краю, становится холодно, и он начинает протискиваться вглубь стана. Участники имитируют поведение пингвинов.
 
Упр. «Мнения».
Один игрок отходит в сторону, по - дальше. Остальные, передавая листок по кругу, пишут по одной положительной характеристике ушедшего. Игрок приглашается в круг и ему зачитывают характеристики без имени авторов. Задача игрока определить, кто имеет о нем такое мнение.
 
5. Домашнее задание.
1.   Запишите 20 положительных качеств присущих людям, которые у вас вызывают симпатию и уважение.
2.   Попробуйте в течение 3 дней несколько раз подчеркнуть  значимость тех  людей с которыми работаете, общаетесь. Делать это надо искренне и корректно. Можно отметить их вклад в общее дело, удачные идеи, поступки, успехи. Особе внимание уделите тем, с кем  по каким либо причинам не ладятся отношения.
 
Рефлексия:
-  мое настроение на занятии» рисуют свое настроение «здесь и сейчас» и подписывают свои рисунки.
 
6.  Ритуал расставания.
 
 
Занятие 5.    Эмпатическое понимание партнера.                      
           
1.  Ритуал приветствия.
 
2. Разминка.
Игра: «Улови шепот».
Все сидят с закрытыми глазами. Начинает ведущий. Шепотом называет имя игрока и дает ему задание: «прокукарекай 3 раза».Тот кто выполнил задание передает эстафету дальше.
 
3. Обсуждение домашнего задания.
Легко ли было записать 20 положительных качеств? Кто-то может зачитать.
Рассказать о своем опыте доброжелательного отношения к избранному человеку (при выполнении дом. задания).
 
4. Тема: методы развития механизмов эмпатии
Еще одним условием, которое обеспечивает гуманистическую модель общения, является эмпатическое понимание, сопереживание, умение поставить себя на место другого. Т.е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Эмпатия предполагает  проникновение в  во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей чувств.  Различают 2 вида эмпатии: сопереживание – переживание тех же эмоциональных состояний,  которые испытывает другой на основе отождествления с ним и сочувствие – переживание по поводу чувств  другого.
Проникнуть во внутренний мир другого человека  можно, если владеть психологическими механизмами проникновения.
Таких психологических  механизмов проникновения – три:
  • моторное проигрывание;
  • вчувствование;
  • проецирование.
5. Тренировка механизма моторного проигрывания.
В основе этого механизма лежит непроизвольное стремление человека воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера по общению (взрослого, ребенка).  Если мы принимаем ту же, что и у партнера позу, выражение лица,  подражаем его интонациям, присоединяемся по дыханию (прислушиваемся к дыханию другого человека,  подстраиваемся под него) и т. д. , мы как бы  вызываем у себя соответствующее состояние.
 
Упр. «Эмоциональное зеркало».
В парах. Лицом друг к другу.  Один - зеркало, другой тот, кто смотрится в зеркало. Последний,  с помощью мимики, жестов, поз изображает различные состояния, показывает многообразную палитру человеческих переживаний (радость, бурную радость, грусть, страх, удивление,  испуг, отвращение, враждебность, интерес, скепсис, иронию, самолюбование, недовольство собой, скуку, плохое самочувствие). Зеркало повторяет выражение партнера.
 
Упр. «Эстафета настроения».
Стоят в шеренге друг за другом. В конце шеренги - тренер. В руках карточки эмоций. Ведущий дотрагивается до плеча впереди стоящего. Тот поворачивается и изображает
эмоцию ( заданную) на своем лице. Поворачивается в строй, дотрагивается до плеча впереди стоящего,  «передает» ему эту эмоцию. И т. д.  Первый в шеренге сохраняет «полученную» эмоцию и она сравнивается с карточкой- «эталоном» и с мимикой последнего в шеренге игрока. Карточки меняются несколько раз.
 
Упр. «Тень».
По паром. Каждая пара демонстрирует по очереди.  Один- «путник», другой – его «тень». «Путник» идет, а за ним , на 2 шага сзади идет второй игрок. «Путник» делает разные движения: идет, поворачивается, наклоняется, приседает, останавливается и пр.
«Тень» старается точь -в-точь скопировать его движения.
 
Игра- упражнение «Пальцы». (упр. на групповую динамику)
По сигналу группа должна выбрасывать от 1 до 10 пальцев.
Первый раз все по разному показывают.
Ведущий говорит: «Стоп!» и через пару сек. Вновь: «Пальцы!»
(в группе с признанным лидером уже за 2-3 раза все покажут одинаково.  Считать про себя сколько попыток до согласованности. Если один игрок  упорствует,  то либо претендует на лидерство, либо отвергаемый и пытается этим привлечь к себе внимание, либо противник группы. Если вся группа после нескольких попыток пошла за одним- то можно расценивать это как сплоченность.
 
6. Развитие способности вчувствования
 
Упр. «Телефонный разговор».
В парах. Спиной друг к другу. Имитируют телефонный разговор, в ходе которого они должны  по манере говорить, по интонации голоса партнера определить его эмоциональное состояние.
 
Рефлексия:
-  насколько вам легко было понять эмоциональное состояние партнера, что вам помогло в этом?
 
Упр. «Определи эмоциональное состояние».
В коробке карточки на которых люди в разных эмоциональных состояниях и разных возрастов в разных жизненных состояниях. По очереди берут по одной карточке, рассматривают, показывают всем и рассказывают:
-  кто изображен;
-  какие чувства переживает персонаж;
-  какие характеристики дают информацию о его состоянии (выражение лица, поза, застывшие жесты,  расположение тела).
 
Упр. «Мысли и переживания другого по жестам и позам».
Тренер занимает определенные позы. Показывает характерные жесты (таблица). Участники объясняют их значение.
 
Упр. «Пойми другого».
(3 мин). На листке описать состояние, эмоции, переживания одного (в центре).
Все описания зачитываются в слух по очереди. Тот, кто в центре -  соотносит их со своим действительным состоянием и подтверждает достоверность проникновения или отвергает.
 
Игра- упражнение «Геометрический вальс».
По команде образовывает фигуры: треугольник, ромб, полукруг, прямоугольник. Причем время, отводимое на построение фигур сокращается (на счет 15, потом 10, потом 5...).
 
7.  Развитие психологического механизма проецирования
 
Упр. «Волшебный кувшин.
Сидят по кругу. У тренера карточки с обозначением жидкости в кувшине.
Каждый берет по одной  карточку, никому не показывает, молча изображают кувшин
и как он пьет из него – передает кувшин другому. Все  отгадывают, что в кувшине.
Показать, как держать воображаемый кувшин. Акцентировать, что разные напитки пьют
по- разному.
 
Упр. «Говорящие предметы».
Представьте себя либо каким-то предметом, либо животным, либо растением.
Опишите свое состояние, причину своих действий, систему отношений с действительностью.
Например: «Я - зубная щетка. Мне хорошо. Я новая, с ровной щетиной. У меня один хозяин. Он про меня не забывает.» следующий продолжает «я –комнатное растение. Стою на окне. Мне очень жарко и хочется пить.  Хоть бы кто-нибудь заметил мою печаль…».
 
Упр. «Рассказ сказки» - развитие чувствительности к невербальным средствам общения.
2 команды. Каждой группе надо показать сюжет какой-либо сказки без слов, с помощью пантомимы. На подготовку 3 мин.
Одна группа показывает, другая отгадывает содержание. Потом наоборот.
 
8. Домашнее задание.
1  Вспомните случай из жизни, когда вам казалось, что другой человек не понимает ваших чувств. Опишите не столько саму ситуацию, сколько чувства пережитые вами и не понятые другими людьми.
2.   Вспомните ситуацию, когда значимый для вас человек упрекнул вас в том, что вы не можете понять его чувств.  Расскажите о вашем состоянии.
Упражнение выполнить письменно.
 
Рефлексия:
-  что дало мне сегодняшнее занятие?
 
9.  Ритуал расставания.
 
 
Занятие 6.    Механизмы эмпатии                      
           
1.  Ритуал приветствия.
 
2. Разминка.
Игра: «Спина к спине»
По парам. Игроки становятся спина к спине. Задача – медленно не отрывая своей спины от спины партнера сесть на пол, потом так же встать. Игра повторяется несколько раз. Игроки меняются партнерами.
 
Обсудить:
-  с кем  вставать и садиться было легче всего?
 
3. Обсуждение домашнего задания.
Какие трудности были при выполнении задания? Зачитать 1-2 варианта по желанию.
 
4. Тема: развитие механизмов эмпатия и умения передавать эмоциональные состояния.
Напомню, что на прошлом занятии мы разбирали механизмы проникновения в мир другого человека, обучались приемам:
-  моторное проигрывание;
-  вчувствование;
-  проецирование.
 
5.  Тренировка механизма моторного проигрывания.
 
Упр. «Случай из жизни».
Выбирается пара игроков. Один описывает какое либо событие из жизни, другой слушает, подает реплики,  повторяет фразы, интонацию, позу, мимику лица. Остальные наблюдают.
 
Анализ:
-   насколько хорошо слушатель подстроился под говорящего?
-   насколько ярко осуществил моторное проигрывание?
-   как чувствовал себя говорящий? 
-   легко ли было рассказывать?
 
6.  Развитие способности вчувствования.
 
Упр. «Сыщики».
Ведущим выбираются 2-3 человека- «сыщика» (по секрету от остальных)
Раздать всем записочки о том, что сейчас будем играть в игру «сыщик», а самим «сыщикам» в записочке указать их роль.
Предупредить, что записки никому не показывать.(2 мин).
Секрет раскрывается. Сейчас мы можем разговаривать. Среди нас были сыщики, которые вели наблюдение за объектами. Сыщики по очереди описывают эмоциональный портрет объекта, не называя его, а остальные отгадывают, о ком речь.
 
7.  Развитие психологического механизма проецирования.
 
Упр. «Именинница».
Выбирается  именинница. Все ей дарят подарки. Без слов, мимикой, каждый должен показать. Какой подарок он дарит. Именинница и все остальные пробуют угадать, что это за подарок.
 
Упр. «Этюды на передачу эмоциональных состояний».
По парам. Берут из коробки карточку, читают и разыгрывают сценку по одному или в парах.
 
Упр. «Воспоминание детства».
Каждый говорит о своем ярком воспоминании своего детства (по 2 мин).
В монологе описать:
-  какие чувства связаны  этим периодом (радость, удивление, страх, обида и т.д.)?
-  какая у него самая любимая игрушка?
-  кто ее подарил?
-  есть ли сегодня любимые игрушки?
 
Упр. «Закончи фразу».
По очереди берут карточки и сразу продолжают фразу.
 
8.  Разыгрывание ролевых ситуаций.
 
Ситуация 1.  Первый день родителей и ребенка в детском саду.
Участники представляют себя в роли отца, матери, ребенка, воспитателя, заведующей.
Разыгрывают ситуацию первого прихода родителей и ребенка в детский сад.
 
Рефлексия:
-  как себя чувствовали в роли?
-  на сколько нравилось?
-  какие чувства испытывали?
-  с кем играть было трудно, с кем легко?
 
Обсудить: оправданность способов общения, поведения,  целесообразность предложенных решений.
 
Ситуация 2. 
По парам. Один- роль «родителя» интересующегося проблемами воспитания детей. Он задает вопросы  «воспитателю».
 
Обсудить: Содержание беседы.
Переживания участников во время разговора.
Эффективность общения.
Найболее интересные вопросы и ответы.
 
Ситуация 3.  Посещение ребенка на дому.
Роли: отец, мать, бабушка,  ребенок, воспитатель.
 
Обсудить: увиденное и услышанное.
 
9. Домашнее задание.
  О значении эмпатии  много писала известный психотерапевт Верджиния Сатир.  В своей книге «Как строить себя и свою семью» автор предлагает взрослым посмотреть на жизнь глазами ребенка. Она описывает себя ребенком по имени Джой,  которому около 2-х недель от роду. Внимательно прочитайте, как она об этом пишет, и попробуйте поупражняться. Представьте себе известного вам ребенка в конкретной ситуации. Поставьте себя на его место.  Опишите, каким он видит мир, события, взрослых, что он чувствует, как переживает.
 
Рефлексия:
-  чем лучше человек осознает свои чувства, тем ему легче понять другого;
Описывать свое состояние можно по-разному:
-  называть свои чувства и переживания «мне- грустно», «я- волнуюсь», «я- боюсь», «мне радостно»;
-  обозначать возможные действия, к которым побуждает переживание: «Мне хочется расплакаться», «Я готова прыгать от радости»;
-  употребление сравнений и метафор: «летаю на крыльях», «дрожу как заяц»;
-  описание физического состояния: «Комок в горле», «мутит», «земля уходит из-под ног», дрожь в руках».
 
Как вы себя  ощущаете сейчас?
 
10.  Ритуал расставания.
 
 
Занятие 7.  Техника активного слушания                        
                                                                  
1.  Ритуал приветствия.
 
2. Разминка.
Упр. «Угадай состояние соседа».
Каждый берет руку соседа слева и по очереди рассказывают о чувствах. Которые возникли при прикосновении рук.
 
Игра: « Скороговорка» (поместить на доску для всех).
С максимальной скоростью по очереди произнести:
 
"Сенька Саньку везет на санках
Санки – в бок
Сеньку - в лоб
Все – в сугроб".         
 
"Тчэ ткач тканiну на хустачку Янiне".
 
3. Обсуждение домашнего задания.
Опишите, каким  видит мир, события, взрослых, выбранный вами ребенок, что он чувствует, как переживает.
Зачитывают.
 
4.  Тема: «Техника активного слушания».
В ситуации возникновения эмоциональных проблем у ребенка эффективным является  использования педагогом техники активного  слушания.  Это дает возможность ребенку получить эмоциональную поддержку взрослого.  Активно слушать ребенка, значит «возвращать» ему в беседе то - что он вам передал, при этом обозначив его чувства.
Техники активного  слушания включает вербальные и невербальные компоненты.
 
Невербальные:      (повесить лист на доску для всех)
·         Позиция лицом к лицу (нельзя в это время чем-то заниматься, например, помогать одеваться другому ребенку или стоять, отвернувшись спиной или в пол оборота);
·         Контакт глаз с ребенком;
·         Теплая улыбка, полуулыбка, доброжелательная мимика лица;
·         Дистанция в пространстве между ребенком и взрослым 50-70 см (если ребенок маленький, взять его на руки или на колени, притянуть его к себе);
·         Умение держать паузу (после каждой реплики лучше всего помолчать):
·          Не следует «забивать»  ребенка своими соображениями.
 
Вербальные:
·         повторение «слова в слово» высказывания ребенка (выражение эмпатии);
·         более глубоко и полно описать чувства и переживания ребенка по сравнению с исходным высказыванием самого ребенка:
·         фразы взрослого должны звучать в утвердительной а не в вопросительной форме.
 
Для реализации  «активного слушания» взрослому необходимо иметь следующие установки:
 
·     хотеть услышать ребенка. Поэтому применять активное слушание можно только тогда, когда у
    педагога достаточно времени, что бы выслушать ребенка, не прерывая его на полуслове;
·      желать быть полезным ребенку в решении его проблемы, а не использовать АС в манипулятивных
    целях;
·     быть готовым принять чувства ребенка такими, какие они есть, не оценивая их и не осуждая, даже
    если они вступают в противоречие с вашими  установками и моральными ценностями. Признать
    право ребенка на его чувства;
·     искренне доверять ребенку и верить в возможность развития личности, в его способность  
    справиться  со стоящими перед ним проблемами;
·     воспринимать ребенка как самостоятельную, не зависимую от вас личность со своей личной жизнью
    и правом выбора.
 
Упражнение «Ситуации».
Раздать бланки. Прочтите ситуации и в первой колонке напишите ваш ответ ребенку, используя первый прием вербального АС (повторение «слова в слово» высказывания ребенка (выражение эмпатии).
Во второй колонке опишите прием более глубокого  и полного описать чувства и переживания ребенка по сравнению с его исходным высказыванием.
 
 
ситуации
Выражение эмпатии
Описание чувств
1
Сегодня, когда я играла на улице, Саша меня толкнул и я упала
Саша толкнул тебя и ты упала
 Тебя было очень обидно
2
Ребенку сделали укол.
Он плачет: «Доктор плохой!»
Тебе сделали укол и тебе больно
Тебе больно и ты рассердился на доктора
3
Ребенок роняет чашку.
Она разбилась.
«Ой, чашка разбилась…»
Ты уронила чашку и она разбилась
Ты испугалась и чашечку очень жалко
4
«Анна Ивановна,
я первая справилась
с аппликацией!»
Ты самая  первая справилась с аппликацией
Здорово! Я вижу ты очень рада.
 
5
«Я не хочу пить молоко!»
Тебе не хочется пить молоко
Тебе оно очень не нравиться
6
«У меня на музыкальном занятии
не получилось танцевать так
как показала Инна Петровна»
У тебя не получилось правильно танцевать
Ты очень огорчилась и хочешь, что бы я тебя пожалела
7
«Я на занятии ничего не понял
и сказал неправильно,
и все дети смеялись»
Ты не понял задание и ответил неправильно
Тебе было очень неловко и обидно
 
Упражнение «Рука».
Все должны молча глазами найти себе пару. 30 сек.
Ведущий произносит: «Рука». Все должны мгновенно показать на человека который составляет с ним пару. При нестыковке  упражнение повторяется.
Разделиться на пары.
 
Упр. «Пойми мои чувства».
В парах.  Один произносит эмоционально окрашенную фразу. Второй  сначала повторяет ее,  затем пытается определить чувства,  которые, по его мнению, использует партнер в момент говорения.
Затем меняются ролями.
 
Рефлексия:  
-  справились ли с заданием определить чувства, которые   использовал  партнер в момент говорения?
-  что было труднее: повторить фразу или определить чувство?
 
Упр.  «Плакат».   (заготовить буквы)
Каждому присваивается пара букв «М О Л Ч А Н И Е _ З О Л О Т О»
Представьте, что на стене две рейки и на них надо расположиться так, что бы получилась фраза. Приступайте.
 
Упр. «Эксперимент с техникой повторения».
Играем в детектив. Я придумываю первую фразу, следующий повторяет мою фразу и говорит свою и т.д.
 
Рефлексия:  
-  что было труднее сочинить свою фразу или повторять чужую?
-  можно ли научиться повторению?
 
Упр. «Ролевое проигрывание»  (техническая отработка АС).
Разбиваются на пары. Договариваются о роли:  ребенок родитель и ребенок воспитатель
Раздать ситуации. Пары готовятся и разыгрывают ситуации по очереди.
 Ситуации.
1. Ребенок шалил за столом и, не смотря на предупреждение, пролил молоко.
2. Вы входите в группу и видите ребенка на подоконнике открытого окна (2-ой этаж).
3. Вы ожидаете гостей,  Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.
4. Ваша взрослеющая дочка влюбилась в «шалопая».
5. Все дети переодеваются на физкультуру, а один ребенок не хочет переодеваться и идти.
 
Разыграть ситуации в парах, когда взрослый  использует приемы активного слушания.
«Взрослый»  отказывается от оценок, советов, разъяснений,  попыток анализа поведения «ребенка» и сосредотачивается на возможно полном и точном  описании чувств и эмоциональных состояний «ребенка». Остальные наблюдают и анализируют общение «взрослого» с «ребенком».
 
5. Домашнее задание.
Запишите незаконченные предложения: (зачитать).
1.            Мне бывает радостно, когда…
2.            Я злюсь, когда…
3.            Я очень грущу, когда…
4.            Мне бывает страшно, когда…
5.            Я очень горжусь тем…
6.            Мне бывает обидно, когда…
7.            Мне бывает стыдно, когда…
8.            Я расстраиваюсь, когда…
 
Представьте себе одного ребенка из вашей группы. 
Представьте как он бы ответил на эти вопросы. Запишите.
Сыграйте с этим ребенком в игру «Закончи предложение».
Запишите его ответы.
Сравните. 
Есть ли совпадения?
Сколько их? 
Какие предложения полностью расходятся по содержанию?
Что для вас явилось неожиданным?
Как вам кажется, хороши ли вы понимаете  и чувствует детей?
 
Рефлексия:
Что дало мне сегодняшнее занятие?
 
6.  Ритуал расставания.
 
 
Занятие 8.  Развитие  эмоциональной открытости общения.  
 
1.  Ритуал приветствия.
 
2. Разминка.
Упр. «Здравствуй, ты представляешь..»
По кругу с мышонком эстафетой.
 
3. Обсуждение домашнего задания .
Сравнили ли ответы свои предполагаемые и ребенка?. 
Есть ли совпадения?
Сколько их? 
Какие предложения полностью расходятся по содержанию?
Что для вас явилось неожиданным?
Как вам кажется, хороши ли вы понимаете  и чувствует детей?
 
4. Тема: развитие  эмоциональной открытости общения.  
Большую роль в развитии эмоциональной открытости играют вербальные и  невербальные средства общения. Особенно важны невербальные средства. Они помогают создать и поддерживать психологический контакт с партнером, выразить эмоции и чувства в общении, придать смысловые оттенки речевым высказываниям.
Невербальные средства делятся на следующие виды:
Визуальные: движение головы, рук, ног, , походка, поза, выражение лица, направление взгляда, контакт глаз, дистанция и расположение партнеров. Одежда.  Прическа. Косметика.
Акустические:  голос, его громкость, тембр, высота звука, речевые паузы, смех, вздохи и т.п.
Тактильные: рукопожатие, прикосновение, поглаживание, объятие, поцелуи.
Ольфакторные: естественные и искусственные  запахи человека, запахи приятные и неприятные среды.
 
5.  Развитие акустических средств общения.
 
Упр. Слово «ДА».
Каждый,  по очереди произносит слово «ДА» с разной интонацией, мимикой, позой.
Дать первому  лист с  написанной на нем   интонацией. Он читает и произносит, загибает листок, передает соседу. На сгибах  листа написаны: 
-  громко:
-  радостно;
-  грустно;
-  сердито;
-  задумчиво;
-  ласково;
-  испуганно;
- удивительно;
-  расстянуто;
-  утвердительно;
-  агрессивно.
Рефлексия:
 
Упр. «Короткие слова».
Каждый по очереди тянет карточку с обозначенным настроением и произносит с определенной интонацией короткие слова (ох, ах, ух, ой, ай).
Карточки:
-  радостный;
-  опечаленный;
-  удивленный;
-  загадочный;
-  испугавшийся;
-  сердитый;
-  гордый;
-  загрустивший;
-  уставший;
-  засыпающий;
-  отдохнувший.
Остальные определяют (по выражению лица, интонации, позе говорившего) кого он изображает.
Рефлексия.
 
 6.  Развитие визуальных средств общения.
 
 Упр. «Отгадай».
Приколоть карточку на спину одному из участников. Тот не видит, что на ней. Он должен подойти к кому-нибудь и тот, к кому он подошел,  с помощью жестов, мимики (молча) должен показать, изобразить, объснить, что это за  предмет.
Карточки:
-  чайник;
-  жираф;
-  ночь;
-  бурная радость;
-  весна;
-  отдых у моря.                                                     
Рефлексия.
 
Упр. «Иностранцы».
Делятся на 2 группы.: жители страны и иностранцы.
Иностранцы не знают языка и не могут понять, о чем говорят жители страны.Им надо используя жесты и мимику спросить:
1. Как попасть в музей?
2. Как попасть в цирк?
3. Как попасть в бассейн?
4. Где купить цветы?
5. Где купить пылесос?
6. Где поиграть в спортивные игры?
Жители страны догадываются, о чем спрашивали иностранцы.
 
Обсуждение:
-  Кого из партнеров понимали лучше и почему.
-  Легко ли было без слов объясняться.
 
Упр. «Фотограф».
Выбирается игрок. Он - фотограф.  Участники располагаются как на групповой фотографии. Фотограф щелкает фотоаппаратом и выходит за дверь. Группа производит 3-4 изменения. Игрок возвращается. Он должен восстановить композицию начальную.
Проиграть 2-3 раза.                                          
Рефлексия:
 
Упр. «Стоп кадр».
3 подгруппы.  Каждая по заданию изображают сценки из жизни. Герои действуют без слов.
По команде «Стоп!» - застывают в позах.
Остальные участники отгадывают смысл происходящих событий.
Сценки:
-  «в общественном транспорте переполненном»;
-  «в зоомагазине»;
-  «конфликт с соседкой по квартире».               
Рефлексия.
 
7.  Телесный контакт в   общения.
Полноценное общение невозможно без так называемой "обратной связи". Человеку всегда важно знать, насколько его поняли, насколько его приняли со всей информацией, которую он хочет донести, насколько он сам правильно понял, увидел, услышал то, что ему сообщили. Часто при общении принимается во внимание только вербальный его компонент, однако человек всегда, осознает он это или не осознает, говорит еще и телом. И именно этот "невербальный" язык может быть и информативнее и даже правдивее (в случаях, когда вербальные и невербальные проявления расходятся или противоречат друг другу). Ситуации, предлагаемые в этом занятии,  дают навык расшифровки невербального языка, дают тем самым новый опыт общения. 
  .
Упр. "Напряжение – расслабление". 
Участники знакомятся с простейшими мышечными зажимами. Участникам предлагается встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей. 
   
Упр. "Скульптор и глина". 
Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.
 
Упр. "Тень". 
Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, другой – его Тенью. Человек делает любые движения. Тень – повторяет. Причем особое внимание уделяется тому, чтобы Тень действовала в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения. 
 .
Упр. "Сиамские близнецы". 
Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. "Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т.д." Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии. 
 
Рефлексия:
 
8. Анкета завершающая.
 
9.  Ритуал расставания.
 
 
Список литературы.
 
1.      Башлакова Л.Н., Мартынова Л.А. Психологические занятия- тренинги в детском саду: Пособие для педагогов-психологов учреждений обеспечивающих дошкольное образование. – Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 208 с.
 
2.      Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240 с.
 
3.      Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 320 с.
 
4.      Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мн.: Лексис, 2004. – 68 с.
 
5.      Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком.– СПБ.: ООО изд. «Речь», 2001. – 176 с.
 
6.      Лютова Е.К.,  Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПБ.: ООО изд. «Речь», 2001. – 190 с.
 
7.      Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб., 2001. – 256 с.
 
8.      Монина Г.Б., Лютова-Робентс  Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Изд-во «Речь», 2005. – 244 с.
 
9.      Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. – СПб.: «Речь», 2001. – 40 с.
 
10.  Семенова К.С. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во    Инстититута психотерапии, 2005. – 256 с.
 
11.  Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие /Пер. с нем. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
 
 

Добавлено: 2013-11-14 04:19:46   
Просмотров: 3447